вверх

ИТ простым языком

•

Фишинг («ловля на живца»)

Это метод атаки, при котором злоумышленник, представляясь легитимным и доверенным источником, пытается получить конфиденциальные данные пользователей: логины и пароли, банковские реквизиты.

•

Документация проекта

Это набор технических спецификаций, архитектурных документов, инструкций по установке и настройке, описаний процессов, пользовательских руководств и других документов, которые нужны для успешной реализации ИТ-проекта.

•

Авторский надзор

Это контроль за реализацией этапов ИТ-проекта, который выполняется автором рабочей документации.

•

ITIL

ITIL, Information Technology Infrastructure Library, «библиотека лучших практик ИТ» — это набор рекомендаций по организации процессов сопровождения информационных систем.

•

MTBF

MTBF (Mean Time Between Failures) или среднее время наработки на отказ — это показатель, который определяет период, через который устройство в среднем теряет работоспособность.

•

RTO и RPO

Два из трех базовых показателей надежности ИТ-инфраструктуры.

•

Мониторинг ИТ-систем

Это инструмент обслуживания ИТ-инфраструктуры, который подразумевает непрерывный автоматический контроль её ключевых параметров.

•

SOC-центр

Это структурное подразделение, ответственное непрерывное отслеживание событий безопасности в ИТ-инфраструктуре.

•

Булшит и «модненькие словечки»

Это термины или даже жаргонизмы узкого профессионального круга, ставшие настолько популярными в различных контекстах, что потеряли свой первоначальный смысл.

•

Социальная инженерия

Это метод взлома, который основан на психологическом манипулировании, где вместо прямой атаки на компьютерные системы или сети злоумышленники воздействуют на человека.

•

ITSM

Для нас ITSM (IT service management) — модненькое словечко, которое объединяет подходы к управлению ИТ-процессами.

•

Запрос на обслуживание

Запрос на обслуживание — обращение пользователя к ИТ-службе, которое отличается от инцидента тем, что не связано с непредсказуемыми сбоями в системе.

•

Отказоустойчивость

Это способность ИТ-системы продолжать работу даже при отказе одного из ее элементов.

•

ИТ-стратегия

Документ, который показывает, что конкретно ИТ-служба будет делать для поддержания стратегии компании: какие будут внедряться или как будут меняться бизнес-процессы, проекты, внутренние и внешние политики.

•

Информационная
безопасность

Это комплекс мер, направленный на защиту информации от несанкционированного доступа, изменений, раскрытия или уничтожения.

•

Управление изменениями

Изменения в ИТ-инфраструктуре — это добавление, модификация или удаление компонентов системы, которое может прямо или косвенно повлиять на работу сервисов.

•

Цифровая трансформация

Это применение цифровых технологий для добавления процессу, услуге или продукту качеств, невыгодных или невозможных при использовании одного только человеческого ресурса.

•

SLA (Соглашение об уровне сервиса)

Это документ, который регулирует договоренности между заказчиком и исполнителем.

•

Инцидент

Инцидентом в ИТ считается незапланированное прерывание или снижение качества услуги, которое угрожает работе системы или бизнеса.

•

Проект

Это временное предприятие, которое базируется на инвестициях с целью достижения уникального результата.

•

Service Desk

Это система управления ИТ-активами: оборудованием, лицензиями, договорами, софтом и всем, что позволяет компании работать и получать прибыль.

•

TCO

Ключевой параметр, который отражает общие затраты компании на ИТ-активы: серверы, компьютеры, программное обеспечение, сетевое оборудование.

•

Технологическая карта

Это пошаговая инструкция, которая во всех деталях описывает как проводить регламентно-профилактическое или любое другое техническое обслуживание системы или устройства.

•

ИТ-инфраструктура

Это базовый набор информационных систем и технологий, которые обеспечивают работу предприятия.

•

Пентест

Это согласованная с бизнесом попытка взлома ИТ-инфраструктуры, в ходе которой нанятые хакеры стремятся получить контроль над системой и завладеть конфиденциальной информацией.

•

COBIT

COBIT (Control Objectives for Information and Related Technologies) — методология оценки и улучшения зрелости ИТ-процессов.

•

Автоматизация

Это использование технических средств для сокращения доли участия человека в бизнес-процессах.

•

Планирование аварийного восстановления

Это комплекс мероприятий, направленных на оперативное восстановление работы конечного сервиса.

•

Социальная инженерия

Это метод взлома, который основан на психологическом манипулировании, где вместо прямой атаки на компьютерные системы или сети злоумышленники воздействуют на человека.

•

Мониторинг ИТ-систем

Это инструмент обслуживания ИТ-инфраструктуры, который подразумевает непрерывный автоматический контроль её ключевых параметров.

•

Документация проекта

Это набор технических спецификаций, архитектурных документов, инструкций по установке и настройке, описаний процессов, пользовательских руководств и других документов, которые нужны для успешной реализации ИТ-проекта.

•

SLA (Соглашение об уровне сервиса)

Это документ, который регулирует договоренности между заказчиком и исполнителем.

•

Булшит и «модненькие словечки»

Это термины или даже жаргонизмы узкого профессионального круга, ставшие настолько популярными в различных контекстах, что потеряли свой первоначальный смысл.

•

Цифровая трансформация

Это применение цифровых технологий для добавления процессу, услуге или продукту качеств, невыгодных или невозможных при использовании одного только человеческого ресурса.

•

ITIL

ITIL, Information Technology Infrastructure Library, «библиотека лучших практик ИТ» — это набор рекомендаций по организации процессов сопровождения информационных систем.

•

Информационная
безопасность

Это комплекс мер, направленный на защиту информации от несанкционированного доступа, изменений, раскрытия или уничтожения.

•

SOC-центр

Это структурное подразделение, ответственное непрерывное отслеживание событий безопасности в ИТ-инфраструктуре.

•

Инцидент

Инцидентом в ИТ считается незапланированное прерывание или снижение качества услуги, которое угрожает работе системы или бизнеса.

•

TCO

Ключевой параметр, который отражает общие затраты компании на ИТ-активы: серверы, компьютеры, программное обеспечение, сетевое оборудование.

•

Запрос на обслуживание

Запрос на обслуживание — обращение пользователя к ИТ-службе, которое отличается от инцидента тем, что не связано с непредсказуемыми сбоями в системе.

•

Технологическая карта

Это пошаговая инструкция, которая во всех деталях описывает как проводить регламентно-профилактическое или любое другое техническое обслуживание системы или устройства.

•

Фишинг («ловля на живца»)

Это метод атаки, при котором злоумышленник, представляясь легитимным и доверенным источником, пытается получить конфиденциальные данные пользователей: логины и пароли, банковские реквизиты.

•

Управление изменениями

Изменения в ИТ-инфраструктуре — это добавление, модификация или удаление компонентов системы, которое может прямо или косвенно повлиять на работу сервисов.

•

MTBF

MTBF (Mean Time Between Failures) или среднее время наработки на отказ — это показатель, который определяет период, через который устройство в среднем теряет работоспособность.

•

Пентест

Это согласованная с бизнесом попытка взлома ИТ-инфраструктуры, в ходе которой нанятые хакеры стремятся получить контроль над системой и завладеть конфиденциальной информацией.

•

ИТ-стратегия

Документ, который показывает, что конкретно ИТ-служба будет делать для поддержания стратегии компании: какие будут внедряться или как будут меняться бизнес-процессы, проекты, внутренние и внешние политики.

•

Автоматизация

Это использование технических средств для сокращения доли участия человека в бизнес-процессах.

•

ИТ-инфраструктура

Это базовый набор информационных систем и технологий, которые обеспечивают работу предприятия.

•

RTO и RPO

Два из трех базовых показателей надежности ИТ-инфраструктуры.

•

Планирование аварийного восстановления

Это комплекс мероприятий, направленных на оперативное восстановление работы конечного сервиса.

•

ITSM

Для нас ITSM (IT service management) — модненькое словечко, которое объединяет подходы к управлению ИТ-процессами.

•

Service Desk

Это система управления ИТ-активами: оборудованием, лицензиями, договорами, софтом и всем, что позволяет компании работать и получать прибыль.

•

Проект

Это временное предприятие, которое базируется на инвестициях с целью достижения уникального результата.

•

Отказоустойчивость

Это способность ИТ-системы продолжать работу даже при отказе одного из ее элементов.

•

COBIT

COBIT (Control Objectives for Information and Related Technologies) — методология оценки и улучшения зрелости ИТ-процессов.

•

Авторский надзор

Это контроль за реализацией этапов ИТ-проекта, который выполняется автором рабочей документации.

Все иллюстрации созданы с помощью нейросетей GPT и Dall-E